Получите консультацию бесплатно: +7 (495) 517-79-39

 
     
 
     
     
    Юридическим лицам
    Физическим лицам
    Комплексное сопровождение бизнеса
    Создание бизнеса
    Бизнес обучение
    Юридические услуги
    Срочная юридическая помощь
    Вступление в ассоциацию
    Полезная информация
     

Налоговые комплексы

Причины проверок

Как повысить эффективность работы сотрудников

Информация в схемах

Кого могут привлечь к уголовной ответственности

Причины возбуждения уголовных дел

Как защитить свой бизнес

Наши публикации

Как уволить сотрудника без проблем?

Оптимизация затрат

       
       
       

зачем мне задумываться о легализации бизнеса

Надо ли мне задумываться о легализации своего бизнеса?
 
      Не для кого не секрет, что сложность и запутанность нашего законодательства, а также чрезмерная налоговая нагрузка вынуждает предпринимателей придумывать всё новые и новые способы оптимизации и экономии налоговых платежей еще со времен налоговой вакханалии 90х годов. 
 
      Ввиду отсутствия у большинства предпринимателей специальных знаний в области оптимизации налогообложения они совершали ошибки, о последствиях которых даже не подозревали и, скорее всего не подозревают до сих пор. Однако, подавляющее большинство схем по налоговой оптимизации сводятся к выстраиванию цепочки посредников, которые формально являются независимыми юридическими лицами, но осуществляют сделки (мнимые или притворные) в интересах одной организации (интересанта). Подобные схемы активно действовали в течение несколько лет, пока налоговики не разработали способы доказывания их фиктивности и привлечения организации и руководителя к ответственности.
 
      К примеру, большинство предпринимателей до сих пор считают, что изображая сделки «на бумаге» и формально оформляя документы в полном соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ они могут не опасаться того, что налоговые или правоохранительные органы смогут доказать притворность данных сделок и их направленность на уклонение от уплаты налогов.
 
      Однако, налоговые органы и суды сейчас действуют по другому и зачастую не ограничиваются только проверкой формального соответствия представленных организацией документов требованиям закона, а оценивают реальные возможности налогоплательщика осуществлять данные сделки и операции. Суды рассматривают подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций (сделок) с учетом времени, места нахождения имущества или объемов материальных ресурсов, наличия или отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, к примеру  в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств т.д. Иначе говоря, само по себе наличие товара в распоряжении покупателя отнюдь не означает, что совершенные «на бумаге», формально, сделки также являются реальными. То есть, сейчас данные сделки признаются налоговыми органами и судами мнимыми и притворными, с наступлением соответствующих налоговых последствий: доначисление налогов или возбуждением уголовных дел.
 
      Та часть предпринимателей, которая предпочитала обращаться в аудиторские и иные консалтинговые организации, находится ещё в большем заблуждении и опасности, так как заинтересованные в новом клиенте, не всегда добросовестные консультанты, убеждали и создавали у предпринимателя иллюзию не доказуемости и безнаказанности использования данных схем, что не вполне соответствует действительности. Анализируя цепочки посредников, задействованных в схеме выявить интересанта несложно. Как правило: - вспомогательные юридические лица – участники схемы, (посредники) имеют одного клиента и/или одного поставщика, - осуществляют «сквозные» расчеты в течение непродолжительного времени, - не имеют собственных денежных средств для расчетов, и т.п. Единственное что мешало налоговикам выявлять и привлекать к ответственности предпринимателей ранее – это не укомплектованность штатов, большой объем бумажной работы, низкий уровень профессионализма сотрудников ИФНС. Однако в последние годы, с развитием информационных технологий ситуация начала в корне меняться.
 
      Если в 90-х годах налоговики работали «на глазок», выбирая для контроля несколько десятков более-менее крупных по оборотам компаний, наведываясь в офисы с расчетом на то, что «что-нибудь обязательно накопаем», то в настоящее время такой подход считается не эффективным. С целью увеличения собираемости налогов и сборов в бюджет РФ, Налоговые органы, совершенствуют способы и  методы работы, постепенно повышается квалификация их специалистов, растет и совершенствуется техническое и программно-информационное оснащение. Создана и активно внедряется в эксплуатацию автоматизированная система сбора и анализа информации о компании, её контрагентах и аффелированых лицах. Современные  компьютерные системы позволяют налоговикам, в автоматическом режиме,  анализировать движение денежных средств по расчетному счету организации, выявлять среди контрагентов фирмы – «однодневки», устанавливать - подает ли контрагент бухгалтерскую и налоговую отчетность, относится ли её адрес регистрации к массовым – на котором зарегистрировано более 5- 10 организаций и т.д.
 
      Начиная с 2007 года у налоговиков появился мощный специализированный инструмент автоматического выявления сделок, совершенных с целью уклонения от уплаты налогов. Как вы понимаете, это в корне меняет расстановку сил на этом поле, так как все предприниматели, «баловавшиеся» с налоговыми схемами становятся в очень уязвимое положение. Что бы они не предприняли сейчас – сведения о прошлых сделках и платежах хранятся в банках и налоговых инспекциях, а срок давности по налоговым преступлениям составляет 3 года.
 
Что мы имеем сейчас?
      Конечно, сложно оценить процент предпринимателей, занимавшихся «обналичкой», уклонением от уплаты налогов или их незаконной минимизацией, но, со слов фискалов, в этом процессе успели принять участие практически все. Стоит заметить, что это очень распространенное мнение и любой сотрудник ОБЭПа, ОНП или налоговой инспекции в ответ на такой вопрос скажет, что подобные нарушения можно найти у любого, и что многие предприниматели считают минимизацию налогов неизбежным, так как в противном случае их бизнес будет просто убыточен. И если до внедрения автоматизированных комплексов анализа деятельности налогоплательщика, предприниматель мог надеяться что у инспекции до него руки не дойдут, то теперь визит инспекторов с выездной проверкой лишь вопрос времени. В этой связи примечательно заявление руководителя столичного ИФНС Надежды Синниковой о том, что в период кризиса ее подчиненные ждут «расцвета» схем по минимизации платежей и готовы «более жестко администрировать налоги в части   злоупотреблений». А это значит, что налоговики будут пристальнее проверять отчетность, чаще отказывать в вычетах по НДС и признании расходов. Госпожа Синикова также заявила, что инспекторы уже научились эффективно работать в рамках комиссий по легализации зарплат и по работе с убыточными предприятиями. В 2008 году в бюджет города дополнительно поступило 23 млрд. рублей. Еще 20 млрд. было взыскано в ходе проверок. «Это дополнительный источник, на него нам надо рассчитывать и в следующем году в условиях кризиса», — говорит глава УФНС. Так что предпринимателям не стоит надеяться на защиту премьера или президента. Синикова также утверждает, что многие коммерсанты неправильно поняли слова тогда еще президента РФ -  Владимир Путина о том, что налоговым инспекторам нужно прекратить «кошмарить бизнес». Некоторые предприятия даже поняли это высказывание как некоторое обеспечение их «неприкосновенности и вседозволенности». Однако это далеко не так.   
 
      Сейчас настало время задуматься о максимально возможной и желательно полной легализации бизнеса и начать готовиться к вероятным проверкам. Однако, большинство предпринимателей по-прежнему находятся в плену иллюзий и считают, что пока проверка не пришла, предпринимать какие то активные действия не стоит. Это ошибочное и крайне опасное заблуждение, так как сейчас к визиту контрольно-надзорных органов в офис организации, предшествует предварительная негласная проверка организации, выявление и закрепление доказательств. Сейчас, как правило, проверяющие приходят с выездной проверкой, уже будучи уверенными в наличии достаточных данных для возбуждения уголовного дела, то есть о проверке предприниматель узнает уже пост фактум. Как вы понимаете, это существенно затрудняет проведение мероприятий по защите предпринимателя и часто делает такую защиту мало эффективной. Лишь малой части предпринимателей хватает благоразумности заранее вложить часть сэкономленных ресурсов в обеспечение собственной безопасности, и именно они получают ряд преимуществ, влекущих уменьшение рисков, создания в организации безопасных условий деятельности.
 
      Для тех же, кто рассчитывает только на свои силы и не видит необходимости сотрудничать с профессионалами, мы можем дать несколько советов, следуя которым Вы сможете более правильно действовать при неожиданной проверке вашей организации. Разработанный нами алгоритм действий  позволит Вам правильно выстроить линию своего поведения. Вот некоторые выдержки из него: прежде всего, встречать проверяющих необходимо спокойно и стойко, демонстрируя своим поведением уверенность в себе, в чистоте бухгалтерии и в отсутствии каких либо нарушений. Необходимо проверить полномочия проверяющих – их удостоверения и постановление на проверку. Обследование офиса, изъятие предметов и документов, интересующих проверяющих, должно проводиться только в присутствии понятых. Если в офисе вашей организации проводились превентивные мероприятия для подготовке к проверке – каждый ваш сотрудник будет подготовлен к проверке, и будет знать, что он должен делать, а что делать не обязан. Вы можете самостоятельно проинструктировать персонал – главная их роль во время проверки – фиксация действий проверяющих для их последующего обжалования. Сотрудники не должны отвечать на расспросы проверяющих, не должны давать письменных объяснений и комментариев. Всё это делает специально подготовленный сотрудник Вашей организации – юрист или руководитель, обладающий достаточными знаниями для осуществления подобных действий. Он же должен внимательно изучать изымаемые документы, настаивать на правильном оформлении протокола проверки, вносить в протокол замечания и заявления, по ходу проверки наблюдать за действиями проверяющих и понятых, не допускать ситуаций когда могут быть обнаружены компрометирующие документы, которых до визита проверяющих в офисе не было. После проведения проверки необходимо добиться от проверяющих получения копии протокола и если отдельно составлялся - реестр изъятых предметов и документов.
 
      Однако, вы должны понимать, что 90 % действий, предприниматель должен осуществить до визита проверяющих в офис – подготовить персонал, провести с ними тренинги на котором разъяснить их права, алгоритм действий и полномочия проверяющих. Подготовить офисное помещение – убрать всё лишнее, оборудовать его средствами аудио и видео записи, подготовить заверенные копии документов, которые проверяющие потребуют в первую очередь. Подготовить сотрудников бухгалтерии и представителя Вашей организации – как в плане психологическом так и в правовом.
 
      В заключении хотелось бы отметить, что среди предпринимателей по прежнему широко распространено ошибочное и крайне опасное заблуждение, что защититься от проверок нельзя, мол захотят – всё равно найдут нарушения и поэтому предпринимать заранее какие то меры для защиты бессмысленно, проще решать проблемы по мере их поступления. На самом деле это ошибочное мнение, еще 5 веков до нашей эры существовала пословица - «стратегия заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придёт, а полагаться на то, с чем я могу его встретить. Не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него…». Это и есть основа эффективной системы правовой защиты – заранее устранить имеющиеся нарушения, подготовить офис и персонал к вероятным проверкам, создав таким образом в организации безопасные условия деятельности.
 
      В следующих статьях нашего цикла мы подробнее расскажем, какие действия Вам необходимо предпринять для самостоятельной подготовке к неожиданной проверке, как правильно действовать при проведении проверки и после, в зависимости от её результатов и «обещанных» проверяющими последствий для бизнеса, фирмы и лично руководителя.

 

 

август 2009

Автор: Загаевский А.П., руководитель департамента правовой защиты "ЭГИДА" Ассоциации предпринимателей СВАО.

текст статьи защищен законом, его использование разрешено только с разрешения автора

 
     
 
         
    Юридическое сопровождение бизнеса  
         
    Правовая защита бизнеса  
         
    Услуги юриста в Арбитражном суде  
         
         
    Оперативное реагирование на проверки
 
         
    Бухгалтерия и аудит
 
         
    Налоговые комплексы
 
         
         
    Исполнительное производство  
         
    Административные и уголовные дела  
         
    Возмещение ущерба  
         
         
    Регистрация бизнеса  
         
    Создание бизнеса с нуля  
         
         
    Партнерская программа
 
         
    Контакты
 
         
    Цены
 
         
 
  >> перейти на главную страницу <<  
Copyright © 2011 | ЭГИДА | Создание сайта: Adrenalin Media