"Я ничего не знаю, во всем виноват директор, это были его указания!" - именно так чаще всего отвечает на вопросы проверяющих испуганный персонал. В последствии эти слова ложатся в основу обвинения - бухгалтер невольно дает показания против руководителя или наоборот, а еще чаще сотрудники компании, поддавшись испугу разглашают компрометирующие руководство сведения.
Проверяющие умело манипулируют неподготовленными к стрессовым ситуациям людьми, используя отработанные приёмы психологического давления и манипулирования. Чтобы управлять своими эмоциями и не делать ошибок, полезно знать алгоритм конкретных действий в сложных ситуациях и обязательно пройти небольшой курс психологической подготовки к проверкам,обыскам и допросам!
Психологическая подготовка чрезвычайно важна для правильных действий в сложных жизненных ситуациях- обычно все «глупости» люди совершают в первые минуты и часы при возникновении таких ситуаций - будь то проверка, задержание или любая иная опасная ситуация.
Страх, испуг, негативные эмоции и состояние аффекта не позволяют действовать разумно. Даются показания, которые потом ложатся в основу обвинения. Иногда в состоянии депрессии подписываются пустые бланки или люди ставят подписи, не прочитав, что изложено в протоколе.
Алгоритм поведения во время неожиданной налоговой проверки:
Сама проверка часто служит способом эмоционального давления, которое вызывает волнение, чувство вины, депрессию. В таком состоянии люди не склонны трезво оценивать ситуацию, ее реальную опасность, а также значимость предъявляемых претензий.
Прежде всего, не позволяйте себе эмоционально реагировать на этот факт и не считайте себя жертвой! Знайте: проверяющий, пришедший в организацию, вовсе не хозяин, а всего лишь гость, которого вы к тому же не приглашали. Ведите себя спокойно! Иногда водители, остановленные сотрудником ГИББД для проверки документов, выбегают из машины и трясущимися руками достают права, то есть показывают свое волнение, ведут себя так, будто везут в багажнике оружие или наркотики. Не повторяйте эту ошибку. Сотрудник ГИББД просто выполняет свою работу - позвольте ему это делать, конечно, в пределах его компетенции, которую не мешает выяснить.
Попросите у проверяющих удостоверения или документы, подтверждающие их компетенцию, перепишите данные, чтобы знать, с кем Вы общаетесь! Если пришедшие люди отказываются это сделать, смело вызывайте милицию и сообщайте, что к вам пришли подозрительные люди, которые отказываются представиться, но собираются залезть в сейф — может быть, вы имеете дело с террористами, грабителями, бандитами.
При этом ведите себя по деловому, полезно показать свою уверенность и спокойствие.Категорически не рекомендуется кричать и возмущаться — так вы продемонстрируете свою слабость. Проявление аффективных эмоций убедит проверяющих, что они пришли по адресу. Часто считают: кричит, выражает недовольство, значит, боится, чувствует себя виноватым.
Если проверяющих много, то общайтесь только со старшим — он должен обладать всей полнотой информации о цели прихода и полномочиях своих подчиненных. Если старший проявляет агрессию, важно противопоставить ей собственное спокойствие - существует вероятность того, что, видя вашу невозмутимость, он продемонстрирует более конструктивные эмоции.
Помните о необходимости заполнять журнал регистрации проверок. Заполнение бумаг бывает хорошим успокоительным средством, помогает отвлечься от переживания ситуации и заняться целенаправленными действиями. Если выясните, что нет законных оснований для проверки - не стоит возмущаться и спорить: спокойно оформляйте письменный отказ с приложением копии протокола.
Потребуйте, чтобы проверяющие подписали соглашение о сохранении коммерческой тайны и неразглашении конфиденциальных сведений, которые станут известны им в ходе проверки. Как правило, они ничего не хотят подписывать и начинают возмущаться. В этом случае ваша задача — просто, без эмоций, настаивать на подписании соглашения.
Не стоит позволять проверяющим свободно перемещаться по территории, они пришли проверять конкретные документы, так что проведите их в комнату переговоров и общайтесь с ними только там.
Возьмите чистый лист бумаги и фиксируйте все их действия, назовите это дополнением к протоколу официального визита. Меньше реагируйте на их эмоциональные претензии, займитесь делом: запишите все, что видите, тогда вам будет не до переживаний. Бывает так, что проверка является поводом для задержания - в любом случае лучше быть готовым к любому развитию ситуации!