Налоговые комплексы
Схемы ухода от налогов – оправдан ли риск?
Каждый может стать субектом проверок!
Борьба с теневым предпринимательством
В последнее время, все сложнее и сложнее использовать схемы уклонения от налогов. Инспекционные службы, ввиду инновационного технического оснащения, информационной подкованности и многолетнему опыту, изменила тактику борьбы со злостными нарушителями. Теперь, проведением внеплановой проверки управляет программа, которая на основе ежемесячной налоговой отчетности, создает группы риска, куда относит всех подозрительных граждан. Сокрытие доходов, уменьшение активов, сомнительные договора – это все основные причины подозрений и недоверия со стороны государственных органов.

Схемы уклонения от уплаты налогов, являются довольно известными как в тесном кругу коммерсантов, так и в соответствующих службах. Неумелое мошенничество и допущение мельчайшей ошибки, может привести к непоправимому результату – уголовной ответственности. Спасти ситуацию, под силу только профессиональному и опытному юристу. Но, прежде, все же следует задуматься, готовы ли вы к такому повороту событий? Стоит ли рисковать свободой, ради дополнительной прибыли?
Как избежать неприятностей с законом?
Во-первых, нужно тщательно выбирать деловых партнеров, контрагентов и посредников, которые не доставят неприятностей в дальнейшем сотрудничестве. Во-вторых, использовать схемы оптимизации налогов, что значительно снизят затраты на выплату обязательных платежей в рамках закона. В- третьих, проверка документации и отчетности на предмет ошибок и недочетов, а также своевременное их исправление и предотвращение. Юридически грамотная схема уплаты налогов,позволяет снизить экономическую нагрузку.
Внешняя и внутренняя безопасность компании, а также, ее успешное дальнейшее развитие, зависит от правильно подобранной схемы налоговой оптимизации.
Департамент правовой защиты Эгида, оказывает информационную и практическую помощь предприятиям всех видов собственности по «выводу бизнеса из тени». Оптимальная схема системы налогов – это расчеты на основе подробного изучения особенностей отрасли и работы конкретного клиента, с учетом его экономических возможностей. Прочный фундамент коммерческой деятельности, составляют талантливый руководитель, опытный юрист, профессиональный бухгалтер и оптимальная схема налоговой системы.
Времена низкой квалификации сотрудников налоговых и правоохранительных органов и их технической отсталости уходят в прошлое.
Это действительно так, и составляет предмет особой гордости руководителей налоговых служб. Уже сейчас они публично сообщают о почти 100% эффективности выездных налоговых проверок, что обусловлено новым подходом в выборе организаций для проведения налогового контроля и существенно возросшим качеством предпроверочного анализа.
Федеральная налоговая служба последовательно внедряет своевременные информационные технологии, проводит работу по стандартизации и автоматизации процедур налогового контроля. В будущем это должно компенсировать недостаточную квалификацию рядовых исполнителей. Кроме того, ФНС копирует опыт, который накопили за многие десятилетия налоговые службы развитых стран, и активно внедряет его в свою работу.
Налогоплательщики конечно же вынуждены на это реагировать: отказываться от «лобовых» налоговых схем оптимизации, внедрять системы налоговой безопасности, и в конечном итоге терпеть повышение финансовой нагрузки на компанию.
Политика выдавливания теневого сектора идет по двум основным направлениям – «сверху» и «снизу»: это и тотальный контроль за цепочками поставщиков и покупателей с целью исключить не мотивированные деловыми целями использование методов налоговой оптимизации, и борьба с созданием налогоплательщиками искусственных условий для использования налоговых льгот и сужение возможностей для применения различных методов международного налогового планирования.
Если ведение общероссийской электронной базы юридических лиц, контролируемых в первую очередь (ЮЛ-КПО) уже давно вошло в обиход российских налоговых органов и приносит им ощутимый эффект, то теперь компьютерная программа сама будет отбирать налогоплательщиков, к которым необходимо неожиданно заявиться с проверкой. Для этого Федеральная налоговая служба секретным письмом распространила среди региональных управлений так называемое «досье рисков», которое представляет собой специальную программу с набором признаков недобросовестных налогоплательщиков.

Давайте узнаем поподробнее про наиболее интересные информационные комплексы и компьютерные системы, поставленные на вооружение налоговыми органами в последние годы.
Компьютерная программа «ВНП-отбор»
В ней каждому признаку недобросовестности присвоен свой «балл» (от 0,2 до 3,0) – чем больше «баллов» набирает налогоплательщик, тем выше его шансы стать объектом выездной налоговой проверки.
Причем интересно, что в программу пока не внесены признаки недобросовестности налогоплательщиков, и она по большей части работает с показателями, которые налоговики могут почерпнуть из финансовой отчетности налогоплательщика. Совсем скоро программа заменит механический отбор кандидатов на выездные проверки «вручную» целиком и полностью, но уже сейчас налоговики заявляет о существенном прогрессе. Следующим этапом развития данной программы стало подключение новых показателей и источников информации – таких как сведения о том, что юридический адрес организации относится к адресам массовой регистрации, генеральный директор является номинальным, а его паспорт числится в базе МВД утерянных документов, и иные сведения об организации. Следует отметить, что пожалуй именно налоговые органы в нашей стране является самым технически оснащенным и использующим передовые технологии автоматизированного учета и обработки данных.
С момента их внедрения и апробации прошло уже более двух лет, и только сейчас автоматизированный комплекс начинает работать на полную мощность. Это совпало с падением налоговых сборов в бюджет государства почти в два раза, существенным бюджетным дефицитом в 2010 - 2012 годах и поставленной Правительством РФ задачи по увеличению собираемости налогов и повышения налоговой дисциплины.
Информационная система КСНП
Другой, не менее интересный инструмент – Информационная система КСНП (Комплексные сведения о налогоплательщиках). Данная информационная система является частью Автоматической Информационной Системы «Налог 2» и используется налоговыми органами для оперативного получения информации о компании, ее контрагентах и аффилированных лицах. Источником этой информации являются сведения, предоставляемые на этапе регистрации, внесений изменений в учредительные документы и сдаче отчетности.
ИС «КСНП» позволяет получить наиболее общую информацию о налогоплательщике, его банковских счетах, данных руководителя и учредителя, проверить его контрагента, установить подает ли контрагент бухгалтерскую и налоговую отчетность и каковы основные параметры его финансово-хозяйственной деятельности. И конечно – установить степень взаимозависимости и аффилированности компаний -контрагентов, к примеру можно выявить схемы разделения бизнеса, и иные налоговые схемы, построенные по данному принципу.
В целом ИС «КСНП» - это довольно мощный инструмент в руках налоговиков для предпроверочного анализа. Он позволяет значительно сузить круг контрагентов, по которым необходимо провести встречную проверку, а также выявить ряд признаков налоговых схем внутри группы взаимозависимых компаний или схем с участием однодневок.
САИ-В
Другая информационная система, о которой имеет смыл упомянуть это «САИ-В» - программа, автоматически собирающая и оценивающая информацию, поступающую от внешних источников (третьих лиц). Такие трети лица это и правоохранительные органы, регистрирующие органы – Росрегистрация, Роснедвижимость, ФТС, ФСФМ, и конечно так называемые «граждане-доброжелатели».
Внедрение мощных информационных систем и компьютерных программ это очередной шаг на пути повышения качества налогового администрирования. И этот шаг интеллектуальный, а конечная цель налоговиков – с помощью интегрированного комплекса сделать отбор компании для выездных проверок – полностью автоматизированным. Предпроверочный анализ проводится налоговиками с целью отбора кандидатов на проверку с таким расчетом, чтобы вероятность налоговых нарушений и доначислений была наибольшей.
Как вы понимаете, теперь остаться вне поля зрения фискальных органов станет на порядок сложнее чем прежде, так же как и избежать проверок и неблагоприятных последствий таких визитов – блокирования счетов, безакцептного списания с них денежных средств в счёт погашения налоговых долгов, изъятия документов и компьютеров, допросов и письменных объяснений.
В условиях пост кризиса и низких цен на нефть наше государство пошло по пути извлечения дополнительных доходов из предпринимателей.
Существует негласное распоряжение, что каждая проверка должна закончиться доначислением налоговых недоимок, пеней и штрафов, что мы и наблюдаем в реальности. Конечно, предприниматели всё чаще предпочитают обжаловать решения налогового органа в судах, и, по статистике, примерно в 50 % случаев суды становятся на сторону налогоплательщика, что еще раз подтверждает необоснованность многих требований фискалов.
Но что же делать, что бы организация не попала под пристальный электронный взор налоговых органов?
Прежде всего, необходимо внимательно относится к сведениям, представляемым Вами в налоговую инспекцию. Резкое снижение показателей по прибыли или снижение фонда оплаты труда автоматически отнесет вашу организацию к подлежащим проверке в следующем году.
Конечно же необходимо избегать использования непродуманных налоговых схем и обналички, а если такие факты имелись в прошлом – предпринять ряд мер, направленных на легализацию бизнеса и коррекцию прошлого. Кроме того, мы рекомендуем внимательно относиться к своим деловым партнерам - ввести в действие регламент проверки сведений о контрагентах, и не работать с откровенно недобросовестными организациями.
Другой совет – избегать крупных платежей – свыше 600 000 рублей, чтобы не попасть в поле зрения Финмониторинга - об этом можно поговорить серьезнее и подробнее.
Финансовый мониторинг - это понятие, схожее с понятием финансового контроля, а также напрямую связанное с обязательными процедурами внутреннего контроля в части проведения финансовых операций. Банк организует такой контроль с учетом рекомендаций по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности. Финансовый мониторинг - это также деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Система внутреннего контроля организуется органами управления банка. В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ней, а также разработки предложений по совершенствованию и повышению эффективности ее деятельности в банках создается служба внутреннего контроля. Важно также, что к одной из мер противодействия легализации (отмыванию) средств и доходов, полученных преступным путем, относят запрет на информирование банком своих клиентов и иных лиц о принимаемых в соответствии с Законом мерах.
Согласно Федеральному Закону № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" , банки обязаны информировать компетентные органы обо всех подозрительных операциях.
Как вы знаете, в данном случае контролирующим органом является Финмониторинг, а точнее Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и именно в эту организацию все банки в РФ обязаны предоставлять информацию в случае подозрительных операций.
Распространенное мнение, что банк информирует компетентные органы только если сумма одной операции по счёту клиента свыше 600 000 руб. (или эквивалент в валюте), однако в действительности, список законных поводов для информирования у банка гораздо больший:
1. Банк обязан информировать органы по сумме операции более 600 000 руб. с использованием наличности, в том числе:
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.
2. Банк обязан информировать органы по сумме операции более 600 000 руб. по безналичным операциям клиента, в т.ч.:
- зачисление или перевод на счет денежных средств, если отправитель ваших денег находится в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (оффшоры);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (авт.: ничего не напоминает?
3. Обязан информировать, если вы совершаете сделку с недвижимым имуществом на сумму от 3 000 000 руб. (или эквивалент в валюте).
Кроме того, банки обязаны докладывать в Финмониторинг не только о крупных операциях клиентов (от 600 000 руб. согласно списку требований, и от 3 000 000 руб. по операциям с недвижимостью), но и обо всех подозрительных операциях, не зависимо от их сумм.
Это означает, что если вам на банковский счёт (или карточку) пришли, к примеру, всего 100 000 рублей, но сотрудники банка на основании внутренних правил сочли операцию подозрительной (сомнительной) – они обязаны сообщить о ней в Финмониторинг. Риск подобного выше, если ваш банк маленький, а отправитель ваших денег находится в оффшоре и вообще непонятно на каких островах, что целое событие для валютного контроля мелкого банка. Естественно, учитывается и систематичность подобных поступлений.
Согласно данному закону, к общим основаниями считать банковскую операцию сомнительной, относятся, в т.ч.:
1. запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
2. неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;
На основании письма ЦБ РФ № 161-Т от 26.12.2005, к сомнительным операциям в частности могут быть отнесены «регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней».
Последствия попадания под подозрения собственного банка могут быть разными: от доверительных бесед с сотрудниками валютного контроля и службы безопасности с письменным обоснованием операций и предоставлением дополнительных документов, до оперативной работы с вами сотрудников более компетентных структур.
Возможные санкции при попадании под подозрения:
а) расчетный счёт работает, средства доступны, но вас пригласили в банк для объяснений;
б) автоматическая блокировка счёта на 2 дня, переговорили, разблокировали счёт;
в) блокировка счёта на 2 дня, переговорили но не договорились, дело передано Финмониторингу, счёт заблокирован на дополнительный срок;
г) счёт заблокирован, вас таскают по всем инстанциям, всё серьёзно, медленно и на неопределённый срок.
Если банк счёл систематические поступления на ваш счёт от зарубежных источников подозрительными (сомнительными), во избежание блокировки счёта и передачи вопроса в Финмониторинг, рекомендуем Вам незамедлительно, по первому запросу банка предоставить необходимые документы, подтверждающие легитимность данных операций. Обязательно распечатайте документы (желательно на русском), подтверждающие международную законность деятельности этих платёжных систем, и подконтрольность их деятельности национальным финансовым регуляторам.
Замглавы ФНС посоветовала предпринимателям, которые не желают видеть в гостях налоговиков и представителей иных контрольно-надзорных органов, внимательно изучить критерии недобросовестности налогоплательщика и своими силами минимизировать налоговые риски. По ее словам, многие так и делают, и если в 2008 году по результатам проверок ФНС добрала в бюджет 150 млрд руб., то сами налогоплательщики при уточнении налоговых деклараций дополнительно заплатили налогов на 104 млрд рублей.
Важно обратить внимание на безналичные платежи, а также на контрагентов, услуги которых вы оплачиваете. Дело в том, что как вы теперь знаете, если ваш контрагент окажется так называемой фирмой «однодневкой», а вы в течении нескольких лет переводили денежные средства на его расчетный счет, к вам могут появиться очень серьезные претензии не только налоговых но и правоохранительных органов.
К сожалению, такие ситуации очень распространены, ведь мало кто уделяет должное внимание проверке своих деловых партнеров. Из обращений в наш Департамент правовой защиты Эгида, мы часто видим, что некоторые предприниматели стали жертвами уголовного преследования не по злому умыслы, а по причине собственной беспечности. Кроме того, очень важно проверить на юридический адрес, по которому зарегистрирована организация – не относится ли он к так называемым «адресам массовой регистрации» и если у вас номинальный директор, необходимо убедиться – не зарегистрированы ли на нем другие фирмы.
Вот основные признаки, по которым Вы сами можете понять, что налоговики вскоре заинтересуются Вашей организацией:
1. наличие в прошлом или настоящем отношений с фирмами-однодневками;
2. отсутствие регламентов проверки контрагентов, положения о коммерч тайне и прочая не урегулированность документооборота;
3. обналичивание денежных средств;
4. использование непродуманных налоговых схем;
5. в отношении ваших контрагентов и деловых партнеров осуществляется проверка;
6. звонки в офис организации с расспросами о данных директора и организации;
7. низкий уровень правовой проработки договоров;
8. увольнение персонала и недовольный персонал;
9. работа с потребителями.
Но что же всё таки делать, если проверка всё таки пришла или если вас вызывают для дачи объяснений в налоговые или правоохранительные органы?
Вы должны понимать, что встреча с сотрудниками правоохранительных органов чревата очень серьезными последствиями для вас лично, ведь к уголовной ответственности за налоговые и экономические преступления привлекается именно человек, физическое лицо, а не организация.

|